Шутки, набирающие обороты
|
Немного о КВН. СТЭМ. 18.03.2012 14:26 Просмотров: 15174
Всем привет. Сегодня решил написать про один из самых сложных КВНовских конкурсов. Я говорю про СТЭМ. СТЭМ отличается тем, что практически никакие ухищрения и стандартные КВНовские матрицы там непригодны. Если разминка и капитанский конкурс считаются самыми сложными, потому что их труднее всего сыграть, то СТЭМ должен считаться самым сложным жанром, потому что его труднее всего написать. Изначально СТЭМ являлся одним из источников современного КВНа, но как самостоятельный конкурс и жанр он появился лишь в середине 90-х годов, по одной простой причине. В 1994 году в Высшей лиге была введена новая схема сезона, и появилась проблема с набором конкурсов для второго тура, в котором участвовало по 4 команды. Изначально предполагалось играть приветствие, разминку и домашнее задание. Но выяснилось, что 4 длинных домашних задания подряд смотрятся очень утомительно, и тогда в 1995 году было предложено вместо него сделать конкурс одной песни, либо СТЭМ – конкурс на 5-7 минут в классической СТЭМовой (студенческая миниатюра) традиции. Что бы конкурс не был зрительно похож на домашнее задание, которое, кстати, изначально возникло из классического СТЭМа, в него вели искусственное ограничение на количество участников. На сцене должно быть не больше 3 человек. Сделано это было, что бы загнать хитрых КВНщиков в рамки жанра, а загнать было не так то просто, так как игроки тех времен прекрасно понимали, что СТЭМ штука очень не простая. Не зря сюжеты сценок переходят из поколения в поколение в студенческих театрах, ибо придумать такой сюжет очень сложно. По началу команды пытались перенести на КВНовскую сцену запасы из старого СТЭМовского багажа. Но выяснилось, что сделать это не так просто, ибо КВН представил новому видоизмененному жанру новые требования. Старому СТЭМу, который сочинялся на «вечные темы» не хватало актуальности. Например, СТЭМ БГУ про ученика, которого приводят к директору школы, заиграл на сцене лишь тогда, когда удалось придумать, что папа ученика банкир, спонсирующий школу. Но актуализация, вещь для КВНщиков вполне понятная и привычная. Сложнее поймать само ощущение и органику КВНовского СТЭМА. В старом классическом СТЭМе не было строго прописанного текста. Он игрался на уровне этюда, с огромным количеством ненужных междометий, фраз, движений. В КВН это сразу стало восприниматься, как сценическая грязь, которая нуждалась в чистке. Но сделать это было довольно сложно, что бы не потерять эту самую СТЭМовскую этюдную органику. Плюс ко всему в классическом СТЭМе не было реприз в КВНовском понимании. А в КВН они были необходимы, и их приходилось обязательно вплетать в сюжет. Именно это – повышенная актуальность и жесткий репризный текст, отличают классический СТЭМ от КВНовского. Но главное остается неизменным – парадоксальный сюжет, написанный по всем канонам драматургии, и максимально гротескные образы героев. Но где же взять сюжет. Ответ прост. Сюжет надо брать из жизни, так как в большинстве случае любая фантасмагорическия ситуация высосанная из пальца будет выглядеть надуманной. Вполне понятно, что из жизни берутся лишь некие образы героев и их поступки. Главное их заметить и дальше по законам жанра сделать продукт при помощи максимальной поляризации или, проще говоря, «доведения до маразма». Мы имеем людей, которые поставлены жизнью в диковатое положение. Но что бы герои не стали вызывать у нас сочувствия (мы ведь не пишем серьезный драматургический этюд), они должны быть немного ненормальными, для этого у каждого героя выбирается какая то черта и максимально гипертрофируется. Но самая большая сложность это придумать финал. Беда в том, что в реальности подобные ситуации обычно не имеют яркого финала, они или рассасываются, либо логическая точка завершения находится, где-то в будущем. И самое обидное, что эта точка завершения оказывается слишком логично и потому не смешной. Действие ненормальных людей в ненормальной ситуации настойчиво подсказывает автору, что в конце должны появиться санитары или герой должен проснутся. И это плохо, так как очень стандартно и слишком логично. Иногда, финал как таковой практически не требуется. Например в СТЭМе питерцев про колобка в стиле Виктюка, сказка заканчивается сама по себе, и даже не будучи смешной смотрится хотя бы не смотрится неестественно. Не стоит никогда завершать СТЭМ песней. Такой ход не проходит. Несколько команд уже попадались на этом, и выяснялось, что в телеверсии, где песню вырезали, СТЭМ смотрелся гораздо лучше. И все же лучшим финалом в постановке, сделанной по классической драматургии, является финальный выверт, парадоксальный всему предыдущему сюжету. Например, у Питерцев это было длинное театральное раскланивание героев. А у пельменей, в СТЭМе про экзаменатора и абитуриента, в конце победивший абитуриент сам стал преподавателем. А вообще, никто не мешает вам придумать свою схему финала, главное, что бы он был неожиданным и интересным, тогда вас неминуемо ждет успех.
Комментарии
3
Последний: 24.11.2024 16:15
пожалуйста, на сайт. |
|
мне больше класический стэм нравится - ни одной шутки а ржач до слез
http://www.youtube.com/watch?v=IDWuUNQRtNg&feature=related
Шутки есть, но они тонко вплетены, и по отдельности работать не будут, но тот же обман ожидания, это все равно вариация шутки.
Про тирамису, там метод повтора. Ну а так да.
И кстати вот даже в этом примере мы имеем три гипертрофированых персонажа. Там только Брикоткин нормальный, а что Мясо, что жена, что теща, все до упора усилены.
А так то ты все правильно написал. Иногда и одного гротескного персонажа хватает.
пара заметок: встеме нет, или почти нет шуток (чаще всего используют обман ожидания), для СТЭМа характерен общий конфликт всей миниатюры, не обязательно ч тобы все персонажи были гротескны (желательно что бы гротескным был только 1 персонаж)