Итак, первая часть капитанского конкурса – эстрадный монолог. Это – базовый жанр со всеми атрибутами, ему присущими: тема, образ, от лица которого он произносится, сюжет, композиция, развитие и т.д. Но капитанский монолог – жанр КВНовский, и поэтому должен состоять из полноценных реприз. Теперь о нюансах.
Прежде всего, не стоит увлекаться сюжетом и ситуацией. Чем сложнее вы все это закрутите, тем дольше вам придется из всего этого выпутываться, и, следовательно, тем меньше времени останется на чистые репризы. К тому же, сильный сюжет потащит вас за собой и заставит или писать исключительно контекстные репризы, что, как мы знаем, неимоверно сложно, или привязывать каждую репризу таким нелепым и утомительным образом, что она, бедная, скорее всего, скончается в муках под бременем словесной шелухи. По сути, подход к компоновке капитанского монолога должен быть тот же, что и в приветствии.
Капитанский монолог должен быть жестко выверен по времени! Детское желание как можно дольше привлекать на сцене внимание публики к собственной команде чревато в любом конкурсе, но в капитанском - оно влечет непосредственно к катастрофе! Каждый раз, когда в телепередаче вам не совсем понятны бывают оценки за капитанский, - причина почти наверняка именно в этом. Заботливо подрезанный редакторами эфирный вариант (причем, как правило, именно таким образом, как и советовалось до игры) может запросто выиграть у соперника, хотя в зале бесконечная тирада воспринималась просто мучительно, и вполне справедливо натолкнулась на карающую десницу жюри. (Яркий пример – полуфинал 2000 года, в котором капитан сборной Челябинска и Магнитогорска пребывал на игре в состоянии “диалога со своим внутренним голосом” 11 минут! Самое страшное, что уже до игры избыточность выступления была очевидна, но “внутренний голос” записанный на мини-диск редактированию уже не подлежал. А жаль…)
А теперь вспомним об “опасности монолога в КВНе” и о том, что никуда она не девается и в капитанском конкурсе. Реально даже очень хороший КВНовский актер может удержать зал монологом в течение 3-4 минут, то есть 7-12 реприз. И сколь бы выдающимися не казались вам лишние шутки, отданные капитану, они попросту будут загублены! Как говорят сами КВНщики - “спалены бесплатно”. Между тем эти самые лишние шутки запросто могли пригодиться, скажем, в разминке, или просто в светлом КВНовском будущем.
А ведь для капитанского конкурса необходимо отобрать действительно самые лучшие, самые “дорогие” репризы, которых, как известно, никогда не бывает слишком много! Прерогатива капитанских реприз перешибает прерогативу разминки. Все-таки, там есть надежда на коллективный разум. Надежда же на разум во время капитанского конкурса вообще проблематична, потому что, если капитан – не дурак (и тогда все проблемы сами собой отпадают) и если он не устал перед игрой настолько, что ему уже просто все равно, то он обязан испытывать ту степень ужаса, которая с применением разума абсолютно несовместима. Поэтому, честно говоря, капитанский конкурс играется не “второй сигнальной системой”, а “первой” - то есть почти исключительно инстинктами.
Поверьте, всё сказанное – гораздо более правда, чем кажется на первый взгляд! И если эту правду принять, то станет многое понятно в предлагаемой нами системе подготовки капитана к своему сольному выходу.
Во-первых, сам монолог должен быть назубок отрепетирован, причем не самим исполнителем в темном углу, а поставлен на сцене командным режиссером, как и любой другой домашний конкурс! Но даже и в этом случае, особенно, если за капитаном водится грешок забывания текста, полезно придумать некое приспособление, позволяющее, в случае чего, заглянуть в текст. (Скажем, ничего не будет страшного, если он, сославшись на волнение, заглянет в собственный дневник или в “статью в центральной прессе, которая как раз в связи с этим была опубликована”.) Чаще всего в полном тексте необходимости и не бывает. Забыться может порядок реприз, и вот именно этот порядок можно записать на маленькой шпаргалке, поместив его где угодно – хоть на манжете, воспользовавшись старым аристократическим приемом. Считается, что время “чтения конкурса по бумажке” прошло. Но на самом деле, можно и по бумажке, главное, чтобы не «уткнувшись в нее».
Второе! Экспромтная часть конкурса должна быть как следует “прорезинена”. Только это не означает, что у капитана должны быть три универсальных ответа – ухода, которые он выпалит в любом случае. “Резинки” должны придумываться под конкретные возможные ходы соперника и утверждены на тренировках.
Капитан должен быть “натаскан” на экспромт, как команда – на разминку. Для этого несколько дней перед игрой необходимо, также как играются тренировочные разминки, играть тренировочный капитанский. Несколько человек садятся перед капитаном и начинают закидывать его вопросами. При этом, разумеется, можно и нужно не только выслушивать капитана, но и коллективно предлагать ему свои варианты ответов на подобные вопросы. Отдельно тренируется привязка заготовленных “резинок”.
Теперь о специальных ходах. Что касается монолога, то здесь фантазия может быть безграничной, как и в любом другом конкурсе. Достаточно вспомнить блестящий монолог Владимира Дуды (КВН НГУ), общавшегося в роли Паниковского непосредственно с членами жюри, “нарушившими конвенцию”. А если при этом еще и соригинальничать в экспромтной части капитанского? Идея здесь может быть та же, что и в разминке: нанизать три своих вопроса на единый прием. Скажем, еще в полуфинале 1992 года капитан ЕрМИ Рафаэль Минасбекян предложил капитану ХАИ Андрею Чивурину вопросы с тремя вариантами ответов. И выиграл! И надо сказать, что в дальнейшем такая “ходовая” система не раз приводила к успеху и капитана ХАИ (например, в суперфинале-96 или в Австралии-98).
Другое дело, что, как и в разминке, здесь всегда есть опасность, что на ваш ход будет оперативно найден “противоход”, и тогда вы начнете, по сути, играть на соперника. Но, во-первых, в стрессовой ситуации капитанского конкурса сориентироваться вовремя бывает еще сложнее, чем на разминке. А во-вторых, на этот случай необходимо иметь “противопротивоход”, то есть запасной третий вопрос, нарушающий заданный вами же прием. Словом, если Вами найден удачный ход, ставящий соперника в тупик, начинает работать народный принцип “Против лома нет приёма!” Хотя… если соперник тоже не лыком шит, то после конкурса он может сделать резонную добавку: “Окромя другого лома!”
И еще несколько слов о поведении на самом капитанском конкурсе. Хоть и говорят, что наглость – второе счастье, будьте осторожны, постарайтесь загнать свою наглость в рамки банальной корректности. Часто “наезды” на соперника начинают работать против Вас, как в глазах болельщиков, так и в печальных глазах жюри. Даже Ваши комментарии по поводу ответов соперника могут быть лишними. Во всем надо знать меру. Исключение может составить разве что Ваша ослепительная улыбка. Не зря ведь поется в известной песне: “Капитаны, капитаны, мы соперника берем улыбкой в плен!”
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.